Cookies & ДАННЫЕ

Этот сайт использует куки. При дальнейшем использовании вы соглашаетесь на использование куки. Политика конфиденциальности.

НОВОСТИ БЮРО 25 лет
EN
EN
img

На ресурсе Autodesk.ru размещена статья Андрея Иванова, Руководителя архитектурно-строительной группы ГК «Спектрум», посвященная теме успешного применения BIM-технологий при проектировании терминала аэропорта «Курумоч» в Самаре.

«Благодаря использованию технологии BIM при проектировании терминала в Самаре нам удалось добиться существенного сокращения сроков проектирования, экономии ресурсов, уменьшения сроков согласования проектных решений, улучшения процесса обмена информацией по проекту. В результате фактические финансовые результаты заметно превысили план».
— Андрей Иванов, Руководитель архитектурно-строительной группы, ГК «Спектрум»

О проекте

Международный аэропорт Курумоч (Самара) – крупнейший и наиболее перспективный аэропорт Поволжья, входит в десятку лидирующих аэропортов России. Аэропорт связан воздушными линиями практически со всеми регионами Российской Федерации, со странами ближнего и дальнего зарубежья. В рамках Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)», подпрограммы «Гражданская авиация» реализуется проект реконструкции аэропорта.

Программа, в частности, предусматривает строительство нового пассажирского терминала площадью 41,7 тыс. кв. м и ввод его в эксплуатацию не позднее 31 декабря 2014 г. Пропускная способность нового пассажирского терминала составит более 3,5 млн. чел. в год. В рамках этого проекта ГК «Спектрум» оказывает услуги генерального проектирования и технического заказчика, управления строительством и консультирования.

Задача

Архитектурная концепция международного терминала была подготовлена западным бюро. В рамках реализации работ по генеральному проектированию объекта перед специалистами ГК «Спектрум» стояла задача разработать проектную документацию стадии «П» для прохождения государственной экспертизы и разработать тендерную документацию (ТД). «Терминал аэропорта – очень сложный объект с точки зрения технологий, инженерного обеспечения, архитектуры, – говорит Андрей Иванов, Руководитель архитектурно-строительной группы ГК «Спектрум». – В таких проектах присутствует громадный объем информации, которую надо предоставлять экспертизе и заказчику. Как генпроектировщик мы выполняем все функции по разработке проекта – архитектурные решения, генплан, технологии, инженерное обеспечение, противопожарные мероприятия. Помимо нас в создании проекта участвует большое количество приглашенных специалистов – это в первую очередь консультанты из иностранных компаний, которых мы привлекаем, т.к. создание международных терминалов в России пока еще не широко распространено. Кроме того, мы вынуждены проходить большое количество согласований с органами Росграницы и службами аэропорта, обрабатывать значительные объемы вводных данных от заказчика. Тендерная документация, которую мы также должны были разработать перед строительством, имеет высокий уровень проработки. Наконец, перед нами стояла задача выполнить работу в достаточно сжатые сроки. Учитывая все эти факторы, приоритетность проекта для компании и уже имеющийся положительный опыт проектирования в среде Autodesk Revit, было принято решение о разработке и этого проекта на основе BIM-технологии».

Решение

В проектировании участвовали архитекторы, конструкторы, инженеры, технологи и генпланисты. При подготовке к возведению BIM-модели была разработана схема их взаимодействия. «При работе над такой моделью необходим один BIM-координатор, который устанавливает правила игры, следит за порядком в модели и выдает задачи всем участникам, – говорит Вячеслав Кочнов, ведущий архитектор проекта. – Мы использовали рабочие наборы, разделив весь объем сперва на конструктив и архитектуру, а затем на отдельные задачи – этажи, несущие стены, внешние стены, оболочка покрытия и т.д. Архитектура и конструктив железобетона были в одной модели, а сложные металлические конструкции и несущие покрытия разрабатывались отдельно и потом в нее подгружались».

Перед созданием BIM-модели были учтены предыдущие наработки, применены имеющиеся шаблоны, спецификации, настройки и параметры. Был принят стандарт именования параметров в самой модели во избежание путаницы. «Для взаимодействия конструкторов и архитекторов надо сначала настроить рабочую среду, – продолжает Вячеслав Кочнов. – Мы использовали организацию диспетчера проектов по типу категорий, это показалось нам удобным решением; настройки видов выводили через шаблоны. Договорились о правилах импорта данных, чтобы все было понятно любому только что привлеченному в проект сотруднику. Координацию рабочих наборов в Revit осуществляли с помощью функции совместной работы».

Была принята очередность возведения элементов в модели. Для архитектурных разделов она выглядела так: формообразующая, оболочка, оси, уровни, колонны, несущие стены, лестницы, полы, потолки, перегородки, двери, окна, координация, сантехника, мебель, доводка чертежей, выдача документации. Конструкторы подключались к работе на этапе «оси, уровни»: оси, уровни, колонны, несущие стены, лестницы, перекрытия, покрытие, координация, доводка чертежей, выдача документации.

При проектировании терминала компания активно использовала различные связки ПО Autodesk. Например, процесс конструирования форм перекрытия сложной геометрической формы выглядел так:

  • Создание формы перекрытия в Autodesk Revit;
  • подготовка разрезов в Revit;
  • экспорт данных из Revit в AutoCAD;
  • сборка осевой модели в 3D (AutoCAD);
  • экспорт данных в Autodesk Robot;
  • создание твердотельной модели и подбор сечений в Robot;
  • проверка сечений;
  • корректировка твердотельной модели в Robot;
  • экспорт данных из Robot в AutoCAD;
  • создание семейства Revit;
  • связь с BIM-моделью в Autodesk Revit.

Помимо 3D-модели необходимо было создать узлы несущей конструкции, оформить их, сделать трехмерные виды, показать разрезы. Твердотельная модель несущей конструкции покрытия создавалась в Robot, затем передавалась в AutoCAD Structural Detailing, где моделировались узлы вплоть до отдельных болтов, готовились разрезы и виды. Выпуск проектной документации, графическая доводка и аннотации делались в AutoCAD с СПДС-модулем. «При работе со смежными разделами для передачи данных из BIM-модели использовали различные форматы: планы, разрезы, фасады, – говорит Вячеслав Кочнов. – Еще делали 3D-нарезку, чтобы инженер мог понять, как провести свои воздуховоды и трубы. Все эти данные помещались в архивную папку на сервере, откуда через систему документооборота инженеры подгружали нужные чертежи».

При подготовке тендерной документации благодаря детальной проработке модели в 3D была возможность подсчитать ведомости и спецификации стен и перегородок, полов, потолков и перекрытий, отделки помещений, заполнения проемов (окна, двери), ограждений, мебели, сантехники, вертикального транспорта. «Это основные моменты, вообще же в BIM-модели можно заспецифицировать любой элемент и быстро получить ведомость, – говорит Вячеслав Кочнов. – По ведомости отделки было много требований от заказчика в связи с зонированием объекта («грязная» и «чистая» зоны терминала). Над тем, как правильно выполнить зонирование, думали день и в итоге сделали за полчаса». Были выполнены и демонстрационные 3D-ролики. «Заказчик, в частности, попросил сделать облет здания, чтобы посмотреть кровлю – ему это было нужно для бюджета, посчитать цену материала кровли», – продолжает специалист.

Результат

В настоящее время ведется строительство терминала, а ГК «Спектрум» является техническим заказчиком. Сдача объекта должна пройти в срок – в IV квартале 2014 года. В качестве основных достоинств применения BIM-технологии при проектировании международного терминала аэропорта Курумоч Вячеслав Кочнов отмечает:

  • сокращение числа коллизий и ошибочных проектных решений на финальном этапе;
  • увязку со смежными разделами, в первую очередь с инженерами;
  • возможность работы с обширным объемом данных, требуемых заказчиком;
  • точность подсчета объемов материалов и оборудования;
  • визуализацию и представление любой части здания в объемном виде;
  • единовременное транслирование изменений на все подготовленные листы проекта;
  • существенное сокращение сроков проектирования при подготовке тендерной документации.

Сроки подготовки документации в целом сократились на пять месяцев. В частности, экономия времени на стадии «П» составила 3 месяца, на стадии «ТД» – 2 месяца. Сокращение сроков по сравнению с 2D-технологией – примерно в полтора раза.

«В основном экономия по времени достигается за счет организации взаимосвязи разделов, – говорит Андрей Иванов. – В 2D возникает очень много вопросов по увязке инженерных систем, а в полной 3D-модели инженер понимает, где пройдет воздуховод, в какую ферму можно «воткнуться», в какую – нельзя. Кроме того, быстро проходили все согласования с заказчиком – мы имели возможность не просто показать чертеж, а вместе с ним покрутить модель, выдать более точные спецификации. Сдача тендерной документации обычно сильно затягивается, вносится много корректировок, у нас же благодаря грамотной организации построения модели по архитектуре и конструктиву удалось избежать долгих согласований и переделок. Понятно, что экономия времени влияет на трудозатраты, на количество занятых в проекте людей, что приводит к росту финансовых показателей».

«Благодаря использованию технологии BIM при проектировании терминала в Самаре нам удалось добиться существенного сокращения сроков проектирования, экономии ресурсов, сроков согласования проектных решений, улучшения процесса обмена информацией по проекту, – подводит итог Андрей Иванов. – В результате фактические финансовые итоги заметно превысили план».

На ресурсе Autodesk.ru текст статьи доступен по ссылке: http://www.autodesk.ru/adsk/servlet/pc/item?siteID=871736&id=23812177

img

АРХИВ НОВОСТЕЙ