Cookies & ДАННЫЕ

Этот сайт использует куки. При дальнейшем использовании вы соглашаетесь на использование куки. Политика конфиденциальности.

НОВОСТИ БЮРО 25 лет
EN
EN

Основная роль Технического Заказчика в текущих условиях

Количество прочтений: 3155
Время чтения: 31 мин.

Можно ли сделать стройку управляемой? Можно, считает Директор по развитию ГК «Спектрум» Ольга Грачева. Управляемой стройкой она называет предсказуемый процесс, который может гарантировать компания-техзаказчик. Это процесс, в котором понятны правила и принципы работы участников проекта и в котором представлены оптимальные сценарии движения проекта к вводу в эксплуатацию. Ключевая задача техзаказчика в этом процессе ‒ минимизировать возможность хаоса в любой непростой ситуации реального строительства, сделать так, чтобы у инвестора не осталось белых пятен, за которые никто не отвечает.

– Ольга, что такое управляемая стройка? И какие задачи решает профессиональный техзаказчик в новых девелоперских проектах?

– Правильно выстроенные процессы (проектирование, бюджетирование, выбор участников проекта, управление изменениями, управление качеством, подготовка объекта к вводу в эксплуатацию) позволяют сделать стройку управляемой и прозрачной. Техзаказчик, исходя из своей экспертизы, предлагает Инвестору решения, которые позволят правильно выстроить отношения в команде строительного проекта. Пожалуй, самое важное в процессе выстраивания взаимодействия сторон – задать правила игры. Второе – организовать рабочие процессы на строительной площадке. Функция техзаказчика здесь ‒ помочь Инвестору прийти к правильной контрактной стратегии работы на площадке, организовать порядок рассмотрения возможных изменений, контроль над организацией документооборота и т. д.

 
– Расскажите, пожалуйста, про те проекты, которые вы реализуете сегодня.

– «Спектрум» ‒ многопрофильный инжиниринговый холдинг, мы работаем в разных сферах и секторах строительства. Занимаемся промышленной и транспортной инфраструктурой, гостиничной, жилой и коммерческой недвижимостью. За 26 лет деятельности на рынке мы определились с тем, что нам наиболее интересно с точки зрения концентрации усилий. К примеру, строительством массового жилья заниматься выгоднее, но не так интересно, как строительством сложных инфраструктурных проектов: заводов, курортов, аэровокзальных комплексов.

– География вашей работы чем-то ограничена?

– Мы работаем по всей России. Сегодня у нас идет работа по проектам на Дальнем Востоке, в Сибири, в Мурманске, в Калининграде. И каждый из них по-своему интересен. Какие это проекты? Говорю только про те, где мы в моменте техзаказчик или управляем качеством строительства: это шесть аэровокзальных комплексов, пять офисов, из них три штаб-квартиры крупных компаний, два проекта курортной инфраструктуры с морской частью, две новых клиники и пять промышленных комплексов. Это большой портфель, в котором примерно все проекты должны быть организованы по единому алгоритму, предполагают единый подход к качеству наших услуг заказчику, обучению команды.

– С какими нестандартными задачами вы сталкиваетесь в ходе реализации этих проектов? 

– Скорость и сложность строительства сильно возросли. Это окно возможностей для нас, отечественных компаний, предоставляющих услуги строительного инжиниринга. Но чтобы быть быстрыми и эффективными, мы должны провести серьезную работу по стандартизации труда, контрактации, оптимизации бизнес-процессов. Нет времени на разгон. Здесь возможности – это тоже серьезный вызов.

В настоящий момент у нас идет пять проектов за Полярным кругом в условиях вечной мерзлоты или в зоне активной сейсмики, где мы работаем в обстановке  сложнейшей геологии, и она также отличается от региона к региону. Например, на Кольском полуострове на нашей стройплощадке грунт скальный (строим на скале), на Камчатке грунты вулканические, разжижаемые, структурно неустойчивые, а в Магадане – вечная мерзлота. Это требует от команды управления стройкой и знания строительных технологий, применяемых в подобных экстремальных условиях, и знания логистики ‒ все проекты удалены, зачастую даже инертные материалы завозные ‒ и требует многих других навыков и знаний.

– В строительном бизнес-ландшафте многое изменилось, как и в других отраслях. Какие еще вызовы приняла на себя строительная отрасль?

– Да, рынок заметно изменился и в части проектирования, и в части строительства.

Изменились логистические цепочки, поставщики. Необходимо выстроить новые связи с поставщиками инженерного оборудования и отделочных материалов из дружественных юрисдикций. Наше решение для этого вызова – создание собственного центра по работе с вендорами и поставщиками, партнерства с компаниями- интеграторами. Это огромный пласт исследовательской работы.

Еще остро ощущается дефицит кадров. Мы видим большую проблему и с управленцами, и с рабочей силой. Мы сейчас своими компетенциями фактически заменяем деятельность ушедших с российского рынка иностранных подрядчиков, управляющих компаний. Только если у международных лидеров были десятилетия на разработку стандартов и подходов, то нам приходится бежать в разы быстрее.

– При всех этих сложных вводных адаптироваться приходится быстро?

– Все Заказчики хотят построить объект как можно быстрее. Это связано с проектным финансированием и высокой стоимостью денег для девелопера, а отчасти с инвестиционной стратегией. Первоочередная задача, которую сегодня приходится решать и Техзаказчикам, и их Клиентам, и Инвесторам, – соблюдение и оптимизация сроков реализации проектов.

– В чем вы видите основную роль техзаказчика в текущих условиях?

– В первую очередь Техзаказчик – это профессиональный управляющий проектом и в то же время инженер, который помогает Инвестору разработать продукт, оценить бюджет на его создание, организовать проектирование и строительство, сделать качество и бюджет управляемыми.

Мы активно работаем на рынке частных инвестиций. И это определяет наш базовый подход. Традиционно понятие «Техзаказчик» неотделимо от технической экспертизы и контроля качества проектов. Мы же, скорее, занимаемся управлением проектами и обеспечением качества. Мы можем и организовать процесс строительства, и найти оптимальные пути реализации проекта. Есть еще надстройка в виде управления, то есть внедрение успешных практик на проектах разного типа и уровня сложности. Мы анализируем результат работы исполнителей под конкретные задачи, даем рекомендации Заказчику. Например, как и на каких условиях заключить договор с проектировщиком, генподрядчиком, чтобы выстроить наиболее правильную стратегию работы и добиться желаемого результата. При этом аналитика и ведение документооборота – всего лишь наши рабочие инструменты.

– Из чего складывается стоимость ваших услуг?

– В традиционной практике, унаследованной еще от советского периода, стоимость услуг Технического Заказчика считается как % от СМР. Это дает неплохой индикатив для понимания уровня стоимости. Но и здесь практика не стоит на месте. Еще 20 лет назад в стройке не применялись технологии управления с помощью цифровых моделей, не было электронного документооборота, Техзаказчики не управляли бюджетом, изменениями. А сегодня все это есть!  Кстати, регулятор это также понимает и прикладывает большие усилия, чтобы доработать нормативную документацию и привести к требованиям современной стройки.

Вот еще пример. Оплату услуг команды Техзаказчика некоторые наши Заказчики предлагают увязывать с объемом принятых у подрядчиков работ. Если ты как Техзаказчик и стройконтроль работы не принял, потому что они выполнены подрядчиком с недостаточным качеством, то и вознаграждение не получил. Что мы здесь мотивируем?

Стоимость услуг мы обычно оцениваем так называемым ресурсным способом, то есть с точки зрения трудозатрат членов команды, а она сформирована, исходя из функционала, порученного Инвестором. Скажем, если в проекте идет цифровое проектирование – мы добавляем в команду техзаказчика не только главного инженера проекта (ГИПа), но и BIM*-менеджера, отвечающего за управление и контроль качества разработки цифровой модели. Мы также несем накладные расходы на командировки, инструментарий, оборудование рабочих мест нашей команды, системы электронного документооборота, непредвиденные расходы. С таким коммерческим подходом мы обычно приходим к Заказчику и в переговорах стараемся найти компромисс, чтобы удовлетворить нашего Заказчика и не потерять в качестве.

– И какую цену можно считать адекватной?

– Стоимость услуг Техзаказчика по практике составляет примерно 3-4% от СМР. Это в масштабе инвестбюджета просто мелочь, и экономить на этом, рискуя управляемостью проекта, точно не стоит. Жестко отторговывая в тендере профессионального Техзаказчика или выбирая более дешевого поставщика этих услуг, некоторые инициаторы проектов невольно ставят под риск 97% остального бюджета СМР.

Тут главное ‒ помнить, что те рекомендации, которые мы (как Техзаказчик) даем нашему Инвестору, позволяют в процессе реализации проекта неплохо экономить. А на услугах Техзаказчика экономить нецелесообразно.

– Где вы находите профессионалов? Как вам удается бороться с кадровым голодом?

– Думаю, что кадровый голод в сфере услуг Техзаказчика, как и в строительной отрасли в целом, сохранится в перспективе трех‒пяти лет. Ведь стройка в России только набирает обороты, проекты усложняются. Нам нужны профессиональные специалисты технического заказчика: управляющие строительством, инженеры, инженеры-строители. Сейчас вузы специалистов по по профессии «Техзаказчик» не готовят. Кроме того, требования в реальной строительной практике постоянно меняются, возникают новые тренды спроса, учебные заведения за этим процессом не успевают.

Поэтому эти знания аккумулируются на уровне компаний-работодателей, таких как «Спектрум».

Например, цифровое проектирование, электронный документооборот, система цифрового управления качеством стройки, стандартизированная отчетность по всем проектам – все то, что видит наш Заказчик. А есть еще у нас в «Спектруме» и то, что наш Заказчик не видит: единые бизнес-процессы, система управления ресурсами компании, периодическая внутренняя отчетность по проектам, процедуры работы с нашими поставщиками и субподрядчиками. Все эти премудрости должен освоить специалист, менеджер, приходящий в команду. Поэтому мы учим приходящих к нам людей, передаем им накопленные знания

Есть надежда, что лет через пять ситуация улучшится. В том числе за счет обучения внутри компаний ‒ лидеров отрасли. По статистике, в год у нас идет прирост квалифицированных кадров на 15%. И это хороший показатель. А наш личный опыт показывает, что инвестиции в образование и развитие сотрудников внутри компании являются одним из ключевых факторов успеха на долгосрочную перспективу.

 * Информационное моделирование строительных объектов.

Обратная связь
Дополнительные услуги