Строительство нового терминала международного аэропорта «Курумоч» началось в Самарской области. Здание будет расположено в 1,5 км от существующего аэровокзала. Планируемая пропускная способность нового комплекса, площадь которого составит около 42 тыс. кв. метров, - 3,5 млн пассажиров в год (1420 пассажиров в час). Завершить все работы и ввести новый терминал в эксплуатацию предполагается к 31 декабря 2014 года.
Реализацией проекта занимается компания «Курумоч-Инвест» (входит в ГК «Ренова»). 3 декабря 2011 года структуры бизнесмена Виктора Вексельберга выиграли конкурс на управление самарским аэропортом. Впоследствии с победителем было заключено инвестиционное соглашение, согласно которому «Ренова» выкупила 71,1773% акций аэропорта, а после реализации инвестиционных обязательств сможет приобрести еще 25,0114%.
Согласно предложенной программе инвестор вложит в развитие аэропорта более 12,3 млрд рублей в ценах 2011 года, из которых 4,311 млрд будут инвестированы до конца 2014 года. Председатель совета директоров «Реновы» Виктор Вексельберг ранее заявлял, что компания намерена создать на базе аэропорта «Курумоч» аэропорт-хаб, а также развивать региональную авиацию.
Новый пассажирский терминал аэропорта будет способен обслужить растущий пассажиропоток Самарской области, который за первое полугодие 2013 года составил 950 тыс. пассажиров. «Думаю, это лишь первый этап. Уже в этом году Самара перешагнет по пассажиропотоку двухмиллионный рубеж, - сказал в своем выступлении министр транспорта Максим Соколов. - Динамика с учетом 15-процентного роста авиаперевозок в стране говорит о том, что придется организовать подобное мероприятие по поводу начала второй очереди проекта, сразу же после завершения первого этапа».
Строительство, начатое в Самарской области, полностью легитимно. За два дня до старта стройки, 17 июля, компания получила разрешение на строительство и согласование проекта в Главгосэкспертизе, рассказал «АвиаПорту» главный инженер технического заказчика строительства, компании «Спектрум-Холдинг», Александр Волков. В здании аэропорта, высота которого составит 24 метра, запроектированы пять этажей. На первом расположится зона обработки багажа. Уровнем выше разместится галерея прилета, соединяющая выходы из телетрапов с зонами паспортного контроля и выдачи багажа. На третьем этаже - зеленый и красный коридоры, зона контроля безопасности и паспортного контроля международных линий, залы ожидания. На четвертом и пятом этажах, скорее всего, разместятся административные и технические службы аэропорта, офисы компаний.По словам А.Волкова, главная конструктивная сложность проекта - организовать поддержку в «грязной» зоне, где не предусмотрено разделение терминала на этажи. 24-х метровый потолок здесь будет поддерживаться всего несколькими железобетонными колоннами. На сегодня в аэропорту запроектированы семь телетрапов. Три из них - для обслуживания внутренних, три - для международных. Седьмой телетрап, расположенный в центре, будет менять свое назначение в зависимости от ситуации в аэропорту.
Проект аэровокзала подразумевает масштабируемость. В частности, легко можно будет увеличить количество телетрапов, а слева и справа от аэропорта добавить пристройки к самому зданию. Кроме того, в рамках второго этапа инвестиционной программы площадь терминала будет увеличена, планируется также построить новую гостиницу, бизнес-центр, многоуровневый паркинг.
Изначально предполагалось, что новый терминал будет расположен на противоположной от существующего стороне летного поля, поскольку туда удобнее организовать подъездные пути, однако от этой идеи решили отказаться. «Это потребовало бы существенного переноса коммуникаций, сооружений, подвода рулежных дорожек и новых стоянок, - сказал «АвиаПорту» представитель инвестора. - Сейчас же можно ограничиться реконструкцией перрона, а пропускная способность дорог будет вполне достаточной и здесь».
Модернизация объектов аэродромной инфраструктуры международного аэропорта «Курумоч», финансируемая за счет федерального бюджета, ведется с 2007 года. В частности, проводится реконструкция второй взлетно-посадочной полосы (ВПП) с ее удлинением до 3 тыс. 500 метров. В планах также реконструкция ВПП-1, магистральных рулежных дорожек, рулежных дорожек, перрона, водосточно-дренажной системы, очистных сооружений, ограждения аэродрома, объездной автодороги, а также замена светосигнального оборудования.
Согласно сегодняшним планам Минтранса, работы по реконструкции ВПП в «Курумоче» должны быть завершены к 2016 году. Однако подрядчик строительства заявил, что может ввести ее в эксплуатацию в 2014 году. Как было доложено министру транспорта России, возможно и более раннее завершение строительства в случае выделения дополнительного финансирования. «Я думаю, мы проведем совещание и рассмотрим этот вопрос», - сказал М.Соколов.
Сжатые сроки строительства терминала и реконструкции аэродромной инфраструктуры, возможно, выглядят излишне оптимистичными. Однако генеральный директор компании-застройщика «Компакт» Клименти Касрадзе уверен, что компания справится за 530 дней. «У нас есть опыт строительства портов, знание специфики, - сказал он. - Мы строили водные сооружения, но специфика похожая: важно организовать пропускную способность». По его словам, уже составлен график работ, согласно которому к концу мая следующего года компания намерена выйти на строительство крыши.
Уложиться в установленный срок важно и для инвесторов проекта. В инвестсоглашении с регионом прописаны серьезные штрафы за просрочку строительства. «Они исчисляются сотнями миллионов», - сказал «АвиаПорту» собеседник в «Аэропортах Регионов».