Первые наброски будущего Марсова поля можно было увидеть еще на последнем Петербургском экономическом форуме — нашумевший вариант с амфитеатром. Теперь же презентация работ уже семи архитектурных мастерских проводится в рамках Инновационного форума, и, заплатив 100 рублей, любой желающий сможет узнать, какие изменения ожидают любимый город. Правда, для того чтобы познакомиться с работами архитекторов, придется потрудиться. По какой причине мастер-планы выставлены на имеющем очень отдаленное отношение к градостроительству Инновационном форуме, остается только гадать. Но очевидно, что для организаторов мероприятия они не представляли никакого интереса – выставку проектов практически не видно за пышно оформленными стендами с достижениям робототехники, рассказами о перспективах особых экономических зон и будущего станкостроительных кластеров.
Авторы проектов тоже, похоже, не придавали особого значения возможности показать свои работы. Только мастерская «Декабрь» выставила макет подлежащих реконструкции кварталов, причем первые два часа работы форума специалисты этой компании даже находились на выставке и давали пояснения к своей концепции. Остальные ограничились тем, что разместили схемы и визуальные образы на стендах, предоставив посетителям разбираться самостоятельно.
Долой автомобиль!
Авторы всех представленных работ мечтают превратить центр города в пешеходную зону, иногда довольно экстравагантными способами. Например, в мастерской Литвиновых предлагают освободить от транспорта Дворцовую набережную, пустив автомобильный поток в тоннель-кессон под Невой. «А-Лен» намеревается создать тоннель под Большой Конюшенной, превратив ее в пешеходную зону. «Генпроект» желает закрыть движение по Миллионной и упрятать автомобили и туристические автобусы под Марсово поле и Конюшенную площадь. Само Марсово поле предлагается урезать с двух сторон – для создания гостиничных и туристических парковок, а также стоянок частного автотранспорта, при этом мемориал, находящийся в центре, заботливо сохранен.
Не обошлась без подземного строительства и Группа «Содис» (совместно с мастерской «Декабрь»), которая запроектировала создание двух подземных переходов: один должен связать Дворцовую площадь с Александровским садом, второй – Сенатскую площадь с Конногвардейским бульваром. Причем эти тоннели должны быть похожи на подземные улицы – с ресторанами, торговыми зонами и атриумом. «Подземный переход будет иметь площадь 7,5 тыс. кв. м, из которых 4,5 тыс. кв. м – арендопригодные помещения», – гласит концепция. Запланированы тоннели и для автомобилей, один из них разгрузит Английскую набережную, другой свяжет площадь Труда с улицей Глинки.
Правда, на архитекторов явно повлияла неопределенность стратегических планов Смольного. Так, в мастерской «Генпроект» привязывают концепцию к тоннелю, проходящему под Невой и выводящему транспорт с Наличной улицы на набережную Обводного канала. В «А-Лен» транспортные схемы разрабатываются с учетом «проектирующегося Ново-Адмиралтейского моста», вопрос о строительстве которого до сих пор однозначно не решен, но ответ скорее «нет».
Единственный мастер-план, который вообще не предусматривает использования подземного пространства, - работа мастерской «Студия-44». Архитектор Никита Явейн предлагает объединить оба квартала в единое целое. Пешеходная полоса (длиной 3,5 километра) должна пройти по Миллионной и Галерной улицам, при этом потребуется создать всего три перехода – и не обязательно подземных. Вдоль пешеходного прохода будет создана дополнительная полоса для движения на велосипедах и электрокарах. И тогда разгруженное от автомобилей пространство «обрастет» кафе, ресторанами, магазинами и прочей инфраструктурой, способной привлечь туристов.
Освободившиеся улицы архитекторы предлагают отдать во владение велосипедистов – без схемы велосипедного движения не обошелся ни один автор. А в «Генпроекте» даже предложили создать два велоцентра (один недалеко от Марсова поля, второй на набережной канала Грибоедова, поблизости от Невского проспекта). В этих заведениях любители двухколесного транспорта смогут взять велосипед напрокат или оставить его на хранение, а заодно - принять душ, переодеться и т. д.
Больше торговли и зелени
После того как автомобили будут изгнаны, в центральных районах города можно будет создать множество общественных пространств. Использовать территории архитекторы предлагают главным образом под торговые и развлекательные цели. По версии «А-Лен», Малая Конюшенная превращается в крытую галерею, которая становится продолжением подземного перехода через Невский проспект в районе Казанского собора (также запроектированного студией). Мастерская Литвинова предлагает превратить во «второй Невский проспект» освобожденную от транспорта Дворцовую набережную – ее отдадут «креативному малому бизнесу».
Мастерская «Горпроект» фантазирует над преобразованием Коломны. Автор «Охта центра» архитектор Филипп Никандров предлагает в пешеходной зоне вдоль набережной Крюкова канала расставить экспонаты Военно-морского музея, включая корабельные пушки, мины и даже подводные лодки и реплики небольших парусных судов. «Новая пешеходная зона, имеющая по обоим берегам канала спуски к воде с возможностью причалов для водных такси и туристических катеров, станет поистине главным элементом градостроительного каркаса территории, зоной, наиболее привлекательной для арендаторов первых этажей: бутиков, сувенирных магазинов, баров, ресторанов с устройством летних кафе под открытым небом», – обещает концепция проекта.
Но только Крюковым каналом фантазия специалистов «Горпроекта» не ограничивается. Поскольку с открытием станции метро «Театральная» в районе остро потребуются дополнительные парковки, то Никандров предлагает превратить стадион Лесгафта в многоэтажный паркинг на 2000 машино-мест (высота здания – 15 метров). А на крыше этого сооружения можно будет создать площадку для занятий различными видами спорта, сообщается в концепции. Еще один паркинг можно, по версии мастерской, устроить под дном реки Мойки – на участке от Крюкова канала до Пряжки. Стадион Лесгафта не дает покоя и другим авторам. «А-Лен» предлагает построить под ним подземную парковку, сверху будут спортивные площадки, а через университет пройдет пешеходная зона, которая соединит Новую Голландию с улицей Декабристов и будущей станцией метро. «Генпроект», считающий необходимым создать в Коломне «единый перетекающий зеленый пояс», наоборот, рассматривает территорию стадиона как звено в цепи скверов от Конногвардейского бульвара до улицы Декабристов.
Смелое предложение выдвинула «Студия-44» - архитекторы считают, что назначение Адмиралтейства в ближайшем будущем можно будет переосмыслить. Вместо того чтобы размещать в нем Генштаб ВМФ, в нем можно будет создать отель с ресторанами морской тематики и видовой площадкой наверху. Но к этой идее авторы рекомендуют обратиться только на завершающем этапе проекта. А пока предлагают ограничиться переделкой Круглого рынка в Рыбный и созданием арт-пространства в Конюшенном дворе. «Спектрум-Холдинг» выступает с радикальным лозунгом «вернуть человеку перетекающие традиционные типы городских пространств – бульвары, площади, переулки, дворы с уникальной историей и новыми возможностями». Для этого по замыслу авторов надо перебазировать университет Лесгафта, снести стадион и воссоздать Демидов сад площадью 33 тысячи квадратных метров. А также превратить площадь Труда в пешеходную зону и создать пешеходный бульвар вдоль Крюковских казарм.
Озабочен проблемой озеленения и «Генпроект». Эта компания намеревается разбить скверы на освободившихся от автотранспорта улицах: из 35,1 га пешеходных пространств 23,9 га они хотят отвести под зеленые насаждения. Авторы концепции подумали и о развитии спорта – например, здание на Миллионной, поблизости от Марсова поля, предложено превратить в спортивную школу.
Подумаем, посчитаем…
Экономическая составляющая концепций не прорабатывалась. Но, как подчеркивает комитет по экономическому развитию, промышленной политике и торговли, выступающий организатором этого конкурса идей, все представленные варианты – это просто способ понять, как должен развиваться исторический центр. «В октябре жюри выберет лучшие работы, - пояснил журналистам начальник управления стратегического планирования КЭРППиТ Денис Цуканов. – И уже на основании победивших концепций мы будем готовить ТЗ на разработку проекта планировки». Что касается программы реновации исторического центра, то она может начаться не раньше чем через два года. «В 2013 - 2014 годах мы будем проводить визуальные и инструментальные обследования зданий, чтобы определить, какие из них нуждаются в ремонте. И только когда будем точно знать это количество, сможем определить необходимые объемы финансирования», - рассказал Цуканов. Видимо, для этой цели в бюджет на следующий год и включен миллиард рублей.
Пока же, хотя в программу реновации центра включено 7 кварталов, рассматриваются варианты развития только двух территорий – тех, на которых уже присутствуют крупные инвесторы. Первая , «Конюшенная», площадью 59,15 га, ограничена Конюшенной площадью, Невским проспектом и четырьмя набережными: Дворцовой, Лебяжьей канавки, реки Мойки и канала Грибоедова. Как уже писала «Фонтанка», подконтрольные группе «Илим» братьев Зингаревичей компании ООО «Лотос отели» и ЗАО «Оранж девелопмент» приобрели для реконструкции под гостиницы здания на Марсовом поле, 1, и Конюшенной площади, 1.
Вторая территория, площадью 67,78 га, ограничена площадью Труда, улицами Труда, Глинки, Декабристов, Союза Печатников, Лермонтовским проспектом и многочисленными набережными: Английской, рек Мойки и Пряжки, Крюкова и Новоадмиралтейского каналов. На ней расположен и остров Новая Голландия, право реконструировать который приобрела структура, подконтрольная Роману Абрамовичу. Как пояснил Цуканов, с представителями бизнеса уже ведутся переговоры об участии в финансировании реновации центра и «понимание найдено».
По словам Цуканова, до 2018 года на реконструкцию двух этих кварталов и исследовательскую работу по остальным в бюджете предполагается заложить до 69 миллиардов рублей. Инвесторы готовы выделить 300 - 500 миллионов евро.