Cookies & ДАННЫЕ

Этот сайт использует куки. При дальнейшем использовании вы соглашаетесь на использование куки. Политика конфиденциальности.

НОВОСТИ
DE
EN
img

Исторический эпицентр: как превратить Северную Коломну в преуспевающий и модный район

В предпоследней серии «Исторического эпицентра» о том, как превратить Северную Коломну в преуспевающий и модный район рассказывает директор петербургского филиала группы компаний «Спектрум», член союза архитекторов России Всеволод Яковлев.

Выбор «Спектрумом» района объяснялся тем, что компания уже принимала участие в работе по Новой Голландии — на подготовительном этапе реконструкции занималась проектом консервации и противоаварийного усиления. Во-вторых, по словам Яковлева, «мы занимались только Северной Коломной потому, что рассматриваем город, как полицентрическую структуру. Разным его частям соответствует разная философия, и нам чужда мысль, которую высказывали некоторые участники конкурса, о возможном объединении территории от Марсова поля и Конюшенной площади до Новой Голландии».

Точки притяжения

«Северная Коломна – уникальная и в настоящее время по большей части потерянная для города территория, — рассказывает директор петербургского филиала компании «Спектрум». — Галерная, одна из самых старых петербургских улиц, вела от Адмиралтейства к Ново-Адмиралтейскому острову с расположенным на нем галерным производством. Ансамбль острова Новая Голландия – уникальный комплекс XVIII века для вертикального хранения мачтового леса. Знаменитый «Нарышкинский вокзал» и позднейший Демидовский сад с чуть ли не первым российский лунапарком — очень популярные в прошлом места».

По словам архитектора, со временем роль этих территорий заметно изменилась, не случайно Гоголь писал о Северной Коломне так: «Тут не столица и не провинция… сюда не заходит будущее, здесь все тишина и отставка». «Наша концепция призвана вернуть в Северную Коломну людей, — рассказывает Всеволод Яковлев. — Необходимо сделать так, чтобы эти места стали привлекательными не только из-за Мариинского театра и Новой Голландии, но и были привлекательны для проживания». Добиться этого, судя по предложенной «Спектрумом» концепции, поможет организация общественных пространств и новых точек притяжения: «Мы предлагаем организовать у широкого участка Английской набережной речной вокзал. Сейчас эта часть Невы относится к морю, но после возведения Ново-Адмиралтейского моста небольшие прогулочные кораблики получат возможность курсировать по Неве и в этой ее части».

Еще одной точкой притяжения может стать воссозданный Демидовский сад с расположенной на его территории станицей метро «Театральная». «Сейчас этот участок потерян не только для города, но даже и для местных жителей, — уверяет Яковлев. — Я общался с людьми и выяснил, что спортивными сооружениями Университета Лесгафта они не пользуются, к тому же предназначены они для профессиональных спортсменов».

Из Демидовского сада до речного вокзала

Воссоздание Демидовского сада на месте спортивных сооружений Университета Лесгафта – одно из основных предложений «Спектрума» по развитию территории. Если бы планы разработчиков концепции были реализованы, то прогулку по обновленной Северной Коломне можно было бы начинать из-под земли, вернее, из метро. Из вестибюля «Театральной», можно сразу выйти в парк.

На месте Университета Лесгафта теперь находится Музей спорта. Рядом, на месте бывшей кондитерской фабрики можно арендовать недорогую квартиру — здесь живут недавние студенты. Наш путь лежит через парк к благоустроенной набережной Крюкова канала и Новой Голландии.

От Новой Голландии к Английской набережной можно выйти разными путями. К примеру, мимо Адмиралтейского моста и восстановленной церкви «Спаса-на-водах» дойти до окончания Галерной улицы. Еще быстрее – выйти к Неве по частично пешеходной площади Труда.

Между Ново-Адмиралтейским и Благовещенским мостами кипит жизнь. Тут расположен речной вокзал от которого в акваторию Невы ежеминутно уходят прогулочные корабли. На одном из них можно по Крюкову каналу отправиться в обратном направлении, чтобы успеть на премьеру в Мариинском.

Перенос Лесгафта

О реакции конкурсного жюри на предложения «Спектрума» перенести Университет Лесгафта на новое место Всеволод Яковлев вспоминает со смехом. «Меня ехидно спрашивали: вы что, собираетесь вывести университет за КАД? Вовсе не обязательно. И до КАДа есть немало замечательных территорий, в том числе и намывных. Я не вижу ничего страшного в создании новых университетских городков со всей необходимой современной инфраструктурой. То же самое я могу сказать не только об Университете Лесгафта, но и о расположенных в центре технических вузах. Людям нужны современные лаборатории, а исторический центр не приспособлен для их организации. Чего хорошего в том, что в центре города стоит стенд для тестирования ракетных двигателей? Зачем он тут?»

По мнению архитектора, перенос университета не только позволит создать на новом месте более комфортные условия для обучения спортсменов, но и позволит воссоздать Демидовский сад. Именно такие публичные пространства смогут вернуть в этот район людей и обеспечить комфортное проживание местных жителей.

«При этом мы прекрасно понимаем, что пешеходный город с велодорожками и оставленными на въезде в центр машинами так и останется идиллией. Такого не будет — мы не Голландия, и не Франция», — рассуждает Яковлев. По мнению архитектора, избавить город от пробок позволит нормальная организация дорожного движения. «Во многих европейских городах в центре ты можешь парковать машину в дневное время только на определенное время и платно. Зато начиная с 16-19 часов, когда местные жители возвращаются домой, парковка становится бесплатной. И даже в Коломне парковочных мест вечером и ночью вполне хватает».

Стилизации — нет!

По мнению Всеволода Яковлева, идеи, заложенные в концепцию можно использовать и в других центральных районах Петербурга, но только с точки зрения методологии. «Нужно выявлять новые точки притяжения, но унифицировать подходы к работе в историческом центре не стоит, — говорит архитектор. — Центр застраивался в разные эпохи и, условно говоря, скамейки на Садовой и на Петроградской стороне не должны быть одинаковыми».

Еще один важный, по мнению Яковлева, момент связан с неприемлемостью стилизации. «Нельзя при строительстве нового дома копировать старый. — уверен архитектор. — Придут наши потомки и скажут, вот это да, это было барокко, рядом стоит ампир, это дом, построенный в эпоху модерна, а это что за хрень? Его построили те, кому нечего было сказать? Почему они копировали то, что было построено в абсолютно другое время? Конечно, любое новое здание должно быть вписано в контекст. Необходима общность материалов, единство композиционных принципов, понимание среды. Сейчас, например, есть большие проблемы с использованием сплошного остекления. Это байки, что остекленный фасад «растворяется» в небе. Что уж говорить о том, что некоторые дома облицованы красным отполированным гранитом. Это ужасно».

img img

АРХИВ НОВОСТЕЙ